СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

…Чтобы щебень не стал «золотым»

21 февраля 2019 года


12 февраля руководство АО «Национальная нерудная компания» («ННК») совместно с подведомственным ему ОАО «Павловск Неруд» устроило встречу с потребителями щебня на территории Воронежской области.

 Эта встреча стала первой после того, как «ННК» выступила учредителем акционерного общества «Павловск Неруд». Причем, данный факт примечателен еще и тем, что Национальная нерудная компания работает и имеет свои активы в целом ряде регионов страны. И ее решение организовать встречу с воронежским потребителем свидетельствует о заинтересованности головной организации в налаживании делового контакта между «Павловск Неруд» и строительным комплексом региона. Напомним предысторию вопроса.
Те, кто отслеживают тему поставок щебня на воронежский рынок, наверняка знают о проблеме, возникшей в данном вопросе весной 2018 года. Взлет цен на продукцию, без которой не обходится ни производство ЖБИ, ни дорожное строительство, заставил обратиться в Минпромторг Российской Федерации. Этот шаг предпринял Союз Строителей Воронежской области, узнавший о проблеме своих членов.
Ответ министерства (а вслед за ним и Федеральной антимонопольной службы) не заставил себя ждать. И хоть причины роста цен в этих письмах указывались достаточно спорные, важно было то, что ответная реакция все же наступила.
Следующим звеном в цепочке событий стало совещание у первого зампреда правительства Воронежской области В.А. Шабалатова, на котором представители дорожной отрасли и предприятий по выпуску ЖБИ смогли задать свои вопросы руководству «Павловск Неруд». В итоге генеральный директор компании А.Г. Акинин заверил всех в том, что поиск приемлемых форм работы с потребителем начнется. 
И вот – встреча, инициированная Национальной нерудной компанией. Участие в ней приняли воронежские и липецкие потребители продукции ОАО «Павловск Неруд», руководство ОАО «Трансстроймеханизация» (генподрядной организации, осуществляющей строительство обхода Павловска), а также руководители Союза Строителей и Союза дорожных организаций Воронежской области.
Со стороны «ННК» в конференц-зале отеля «Дегас», где проходило мероприятие, присутствовали председатель совета директоров Ю.В. Жуков, вице-президент по продажам М.С. Зотов и другие высокопоставленные лица. ОАО «Павловск Неруд» представлял генеральный директор предприятия А.Г. Акинин.
В каком ключе прошло обсуждение проблемы и каких договоренностей, возможно, удалось достичь? На этот вопрос мы попросили ответить председателя Союза Строителей Воронежской области В.И. Астанина и председателя Правления Союза дорожных организаций Воронежской области Р.В. Деева.

 
– Сразу отметим, что встреча, инициированная «ННК», носила серьезный характер, и было видно, что руководство компании готово выстраивать конструктивный диалог, - сказал В.И. Астанин. – На вопросы, касающиеся ценообразования, ответил г-н Зотов, причем, собравшимся было важно понять не только механизм образования стоимости щебня, но и его перевозки.
Основной причиной роста цен на продукцию «Павловск Неруд» назвал необходимость крупных вложений в развитие предприятия. По словам М.С. Зотова, чтобы нарастить уровень добычи щебня на один миллион тонн в год, необходимо инвестировать не менее двух миллиардов рублей. В 2018 году объем добычи составляет 13 млн тонн, тогда как еще шесть лет тому назад он равнялся 7 миллионам. План, который ставит перед павловской компанией ее учредитель («ННК») – 15 миллионов тонн в год.
Помимо этого, как отметил вице-президент по продажам, вложение инвестиций предполагает и расширение ассортимента продукции. В настоящее время «Павловск Неруд» осуществляет выпуск щебня первой группы, марки 1400. По словам М.С. Зотова, фракции: 5-10, 5-20, 10-15, 20-40, 20-60 – не предел, и в компании намерены расширять их ряд. В планах на ближайшие месяцы – кубовидный щебня, производство которого должно достичь 0,8 млн тонн.
В своем обращении к собравшимся вице-президент по продажам сделал особый акцент на важности прямых контактов между производителем щебня и его потребителями. Как подсчитали в «Павловск Неруд», контакт с посредниками обходится потребителю удорожанием продукции на 12,3%. Кроме того, известны случаи, когда предприятие, закупавшее щебень через посредников, имело впоследствии проблемы с налоговой службой (пришлось платить за посредника НДС).
Когда вопрос коснулся перевозок, градус напряжения возрос. Как уже сообщалось ранее, с 2018 года продукция «Павловск Неруд» доставляется потребителю транспортом только тех перевозчиков, которые прошли процедуру торгов (система «Трекер он-лайн-агрегатор»).
Если же у дорожной организации или производителя ЖБИ возникнет желание вывезти продукцию своим транспортом, то они будут вынуждены зарегистрироваться в этой программе в качестве потенциальных перевозчиков и доплатить еще по 50 рублей за тонну (так называемая «плата за программное обеспечение»). 
Дискуссия была жаркой. По мнению потребителей щебня, назначение платежа («за программное обеспечение») непременно вызовет вопросы у проверяющих органов, поскольку объяснить, за что идет немалая доплата сверх стоимости продукции будет весьма непросто.
Увы, переломить ситуацию с доплатой за «программное обеспечение» пока не удалось. Зато руководство «Павловск Неруд» сообщило, что доставку щебня компания осуществляет и ж/д транспортом (акционерному обществу «ДСК», например). И если у покупателя есть свои подъездные пути, вариант перевозки щебня по железной дороге снимает для него проблему он-лайн-агрегатора, – отметил председатель Союза Строителей.

– На конференции, – продолжил Р.В. Деев. –  обсуждался вопрос предоставления дорожно-строительных материалов в рассрочку по банковским гарантиям, что приведет к удорожанию материалов до 15% за счет повышения отпускной цены на них и обслуживания банковской гарантии. Также представителями «ННК» были предложены другие варианты рассрочки, удорожающие стройматериалы. Но дорожные организации отказались от поставок по банковским гарантиям, ведь в связи с высокой стоимостью материалов лучше взять кредит в банке, чем покупать их в рассрочку. Этот вопрос планируется еще раз обсудить на встрече с компанией «ННК».
Прозвучал и вопрос выборочного подхода к покупателям павловского щебня. Как известно, высокая цена на щебень существует только для потребителей продукции «Павловск Неруд» на территории области. Как ни парадоксально это звучит, но за пределы региона продукция компании уходит по гораздо низшей цене.
Были высказаны также замечания по качеству продукции, в том числе запыленности отсева, которая нередко достигает 30%, – констатировал руководитель Союза дорожных организаций Воронежской области.

Какие выводы были сделаны в завершение?

 Известно, что накануне мероприятия с его организаторами встретился первый зампред правительства В.А. Шабалатов. По итогам беседы он попросил подготовить официальное обращение к руководству «ННК», в котором должно быть изложено все, что требуется потребителям щебня.
Поскольку карьер находится на территории Воронежской области, производители щебня не могут игнорировать интересы воронежского строительного комплекса и дорожной отрасли региона. Взяв во внимание прозвучавшие предложения, необходимо создать для потребителей, работающих на территории нашей области, режим льготных условий закупки щебня по сравнению с иногородними.
По итогам конференции, прошедшей в «Дегасе», принято решение вернуться к этому вопросу спустя некоторое время. И то, что Союз Строителей и Союз дорожных организаций Воронежской области выступают единым тандемом в защите интересов своих членов, дает надежду на конструктивность будущего диалога и выстраивание взаимовыгодного сотрудничества между производителями и потребителями столь необходимого строителям и дорожникам материала.

 

Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.