СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

С заходом на новый вираж… Продолжается работа над устранением «авиационной» проблемы

28 февраля 2018 года

С осени 2017 года в Воронеже прекращена выдача разрешений на строительство. Степень напряжения растет, скорость исполнения распоряжений правительства падает. В столь неоднозначной ситуации Союз Строителей Воронежской области предпринимает все новые шаги к активизации необходимых процессов.

Как известно, городской округ г. Воронеж, а также прилегающие к нему Новоусманский и Рамонский районы расположены в приаэродромной зоне трех воздушных гаваней – Балтимора, ВАСО и гражданского аэропорта Чертовицкое.
До прошлого года проектирование и строительство объектов на этих приаэродромных территориях производилось в соответствии с документами, главным из которых являлся градплан земельного участка, требовавший от застройщиков выполнения в том числе и положений Воздушного кодекса. Все виды строительства согласовывались со старшими авиационными начальниками аэродромов, что серьезно тормозило процесс получения разрешительной документации. А с прошлого года подобные требования начали распространяться уже и на индивидуальных застройщиков, вызвав резкое недовольство граждан.
Казалось, совокупность этих факторов должна была заставить законодателей задуматься. Но нет! В 2017 году вступает в силу ФЗ-135 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования в приаэродромной территории санитарно-защитной зоны», положения которого усугубили и без того напряженную обстановку. Новый закон определил необходимость в срок до 1 июля 2017 года установить приаэродромные территории (ПТ) для каждой воздушной гавани с уже выделенными подзонами, в которых ограничивается использование определенных участков для осуществления деятельности.
Коренное отличие этих приаэродромных территорий от прежних (существовавших в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома) заключается в том, что теперь они должны устанавливаться по специальному заказу организаций, которые имеют право на разработку ПТ. Данные территории должны быть разработаны, поставлены на кадастровый учет и иметь свои четкие очертания. Согласно закону, при разработке зон приаэродромных территорий необходимо провести ряд исследований, связанных с уровнем шума и электромагнитного излучения, рассеиванием выбросов – всем тем, что отрицательно влияет на окружающую среду и на состояние здоровья населения (равно как и на аэродромное хозяйство).
Теперь в соответствии с законом разрешение на согласование строительства может выдаваться только после положительного заключения Роспотребнадзора.
Авторы закона определили переходную норму для получения разрешения на строительство в зоне влияния аэродромов. В результате вступления в силу этих документов и возникновения необходимости согласования с Роспотребнадзором получения санитарно-эпидемиологического заключения образовался коллапс. Поскольку аэродромные карты-схемы, содержащие границы полос воздушных подходов и санитарно-защитные зоны, не утверждены, ведомство не выдает заключение. А аэродромы, соответственно, не согласовывают строительство в связи с тем, что нет положительного заключения Роспотребнадзора. В итоге с первого октября 2017 года разрешения на строительство в Воронеже и граничащих с ним районах не выдаются.
Как долго может длиться неопределенность? Пролить свет на положение дел мы попросили председателя Союза Строителей Воронежской области В.И. Астанина.
- Совместно с компаниями, которые входят в объединение работодателей, мы ищем пути решения этой проблемы, поскольку понятно, что срок, установленный Правительством для определения приаэродромных территорий (до 1 июля), выполнен не будет. Известно, что ВАСО только размещает заказ на разработку ПТ, а Балтимор этими вопросами вообще не занимается (на наш запрос в Генштаб Минобороны получен ответ – на Балтиморе разработку зон должен взять на себя застройщик, осуществляющий его реконструкцию). Поэтому мы считаем, что приаэродромные территории Воронежа и прилегающих к нему районов будут установлены в лучшем случае лишь к концу 2018 года.
Стоит ли говорить, что блокировка выдачи разрешительной документации не только нанесет серьезный удар по строительному комплексу региона, но сорвет намеченные  планы по строительству и вводу жилья в 2019-2020 годах.
Рассмотрев этот вопрос на заседании совета Союза, мы обратились к губернатору Воронежской области и председателю Правительства РФ с тем, чтобы сохранить существующий порядок согласования хотя бы на переходный период.
Ответ Минобороны получен. Региональное правительство занимается этим вопросом, подбирая вместе с другими структурами варианты выхода из ситуации. Но все эти усилия не дадут нужного результата, если собственники аэродромов останутся на пассивных позициях. Сегодня они не торопятся исполнять ФЗ-135, ссылаясь то на нехватку денег, то на необходимость определения подрядчиков на конкурсной основе.
Как известно, до 15 февраля все три авиационные структуры должны были разместить на своих сайтах карты-схемы воздушных подходов и санитарно-защитных зон. Задача эта не выполнена.
Как быть застройщикам? Надежду на благоприятный исход ситуации дает распоряжение заместителя председателя Правительства РФ Д.Н. Козака. Согласно документу до появления карт-схем и санитарно-защитных зон на сайтах аэродромов должен действовать  прежний порядок согласований. Понятно, что такое поручение не может отменить закон. А значит, профессиональному сообществу следует занять самую активную позицию. Об этом речь шла на последнем заседании, которое прошло 21 февраля в областном управлении архитектуры и градостроительства с участием представителей Роспотребнадзора. В ходе обсуждения ситуации было принято решение подготовить обращение на имя зампреда правительства Д.Н. Козака и первого вице-премьера И.И. Шувалова. Также с просьбой о содействии мы планируем выйти и на полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А.В. Гордеева.
Помимо этого, Союз намерен договориться с застройщиками, чтобы те, получив отказ в выдаче разрешений, готовили иски для передачи в суд, создавая тем самым судебные прецеденты в связи с необоснованностью отказа. Другого способа нет. Если пустить развитие событий на самотек, строительство замрет окончательно.
Добавлю также, что прошедшее заседание было связано с выяснением позиции Роспотребнадзора в данном вопросе. Нам представлялось важным понять, как поведет себя эта структура, зная, что поручение о размещении карт-схем до 15 февраля не выполнено. Нужно отдать должное представителю Роспотребнадзора, который подтвердил, что на территориях, не связанных с санитарно-защитными зонами и полосами воздушного подхода, заключение ведомства не потребуется.
Такое заверение должно вселять уверенность в том, что работа застройщиков опять войдет в привычное русло. Но мы далеки от безудержного оптимизма и будем всячески воздействовать на структуры, от которых зависит скорость выполнения поставленных задач, – сказал В.И. Астанин.



Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.