Большие проблемы малого бизнеса
Не так давно мы сообщали о начале деятельности Ассоциации малого бизнеса в строительстве. Созданная с участием Союза Строителей Воронежской области, она взяла активный старт, и прошло достаточно много обсуждений проблем, с которыми сегодня сталкивается малый бизнес. Все больше малых предприятий уходят от участия в бюджетных контрактах (к примеру, на ремонтные работы в бюджетных учреждениях), и причин тому несколько. Добросовестным подрядчикам, располагающим основательной материально-технической базой, производственными площадями и укомплектованным штатом, все сложнее конкурировать с теми, кто пришел на рынок «налегке», с такой же легкостью демпингует цены в ходе торгов и без угрызений совести срывает впоследствии договорные обязательства.
К тому же сложилась достаточно серьезная проблема с ценообразованием в строительстве. По целому ряду моментов существуют неадекватные расценки, которые давно отстали от ситуации на рынке. Переход от трех индексов, существовавших раньше для пересчета СМР, оборудования и механизмов, к одному неизбежно ведет к снижению цены. Если в расценках кирпич стоит, условно говоря, три рубля и ровно во столько оценивается его укладка, то понятно, что о рентабельности работ не может быть и речи.
–Вопросы ценообразования выпали из поля зрения государства уже давно, и сегодня решать эту проблему следует уже на всех уровнях, – говорит председатель Союза Строителей Воронежской области В.И. Астанин, которого мы попросили прокомментировать ситуацию в малом бизнесе на сегодняшний день. – Анализируя причины отказа малых предприятий от участия в торгах, мы обратили внимание на один из важных вопросов – условия муниципального контракта, – продолжает он. – Оказывается, по целому ряду позиций контракты вступают в противоречие с действующим законодательством, и, кроме этого, существенно ущемляют права подрядчиков, признав абсолютным хозяином ситуации заказчика.
Понятно, о чем говорит Владимир Иванович. Причина сложившейся ситуации уходит корнями в то время, когда на рынок начали выходить недобросовестные структуры. Они получали авансовые платежи и исчезали с деньгами, не выполнив условия контракта, или делали обозначенный объем, но с крайне низким качеством.
– Стремясь пресечь подобную практику, органы, отвечающие за заключение контрактов, постарались себя обезопасить, – продолжает председатель Союза. – Они просто составили условия контракта так, чтобы бюджетные средства доставались исполнителю работ уже по их завершении. Не получая аванса, подрядчик делал обеспечительные платежи, чтобы заключить контракт, а затем за собственный счет осуществлял намеченные объемы.
Какое-то время схема работала, но сегодня экономическая ситуация в стране и на предприятиях изменилась. Подавляющее большинство компаний больше не располагают оборотными средствами, необходимыми для финансового обеспечения контракта. И чаще всего именно по этой причине они не идут теперь на торги. А освободившуюся нишу занимают случайные люди, ведомые исключительно желанием откусить хороший кусок от бюджетного пирога.
Как рассказал нам В.И. Астанин, Ассоциацией малого бизнеса в строительстве был проведен анализ реального контракта (ремонт школы искусств), после чего подготовлен перечень замечаний и предложений по приведению его в соответствие с действующим законодательством. От имени Союза Строителей документ направили мэру города В.Ю. Кстенину.
– В письме мы попросили главу Воронежа провести под эгидой его первого заместителя С.А. Петрина (отвечает за городское хозяйство, ЖКХ и ремонтные работы (ред.) совещание с участием структур, имеющих отношение к реконструкции и ремонту городских объектов, – продолжил Владимир Иванович. – Важно было пригласить к диалогу городские управления: ЖКХ, муниципального заказа, строительной политики, административно-технического контроля, правовое управление, городскую дирекцию единого заказчика.
И пятого октября такое совещание в горадминистрации состоялось. Участие в нем приняли председатель областного Союза Строителей, а также руководитель Ассоциации Д.Б. Хомяк. В ходе заинтересованного разговора оказалось, что городская администрация испытывает не меньшие проблемы по обозначенной теме – на многие работы сегодня уже трудно найти подрядчика.
И чем больше обсуждался этот вопрос, тем длиннее становился перечень слабых звеньев. Взять хотя бы проблему непрофессионального составления проектно-сметной документации. Зачастую из-за низкой квалификации людей, которые выполняют дефектовку зданий и определяют объем задач для подрядчика, ряд необходимых работ не учитывается, а в процессе исполнения контракта выявляется, что они необходимы, но сметой, естественно, не предусмотрены. И поскольку контракт уже не переделать, подрядчик-профессионал выполняет их за свой счет (а вернее – за счет сокращения прибыли, зарплаты сотрудников и «оптимизации» налогов).
Чем же закончилась встреча в городской администрации?
– Поскольку легких решений этой проблемы нет, было принято решение продолжать обсуждение темы, – говорит В.И. Астанин, – а пока определены основные задачи. Во-первых, необходимо готовить материалы для законодательных инициатив (есть моменты, которые без внесения изменений в ФЗ №44 и ряд других законодательных актов изменить невозможно). Одной из главных проблем продолжает оставаться методика выбора подрядчика. Как сообщили в управлении муниципального заказа, все подряды на строительные и ремонтные работы будут по-прежнему разыгрываться на аукционах (с 1 января 2019 года – исключительно электронных), а не на конкурсах. И понятно, что главным критерием тут останется заявленная цена, а не опыт и способность качественно выполнять работы (как это могло бы определяться в ходе конкурсов).
Поэтому нужно готовить предложения по изменению в федеральное законодательство и направлять их в Москву. А поскольку никакая законодательная инициатива не появится без участия депутатского корпуса, то необходимо задействовать возможности наших депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации.
Кроме того, по словам председателя Союза Строителей, достигнута договоренность о продолжении работы над изменениями в муниципальных контрактах. Причем это важно проводить как в части, не противоречащей федеральному законодательству, так и в комплексных предложениях.
- Также пора, наконец, решить, как законным путем отрезать путь к торгам для недобросовестных подрядчиков. Тем же, кто имеет серьезные рекомендации и за кого строительное сообщество готово поручиться, следует дать «зеленый свет» по всем направлениям и видам работ. Причем действовать нужно очень оперативно. Союз Строителей и Ассоциация малого бизнеса будут постоянно находить темы для продолжения начатого диалога, и я надеюсь, что предложения, которые мы будем выдвигать, дойдут до тех людей и структур, наделенных правом принятия необходимых решений, - сказал он.
Зоя КОШИК
Документы
Информация
Разное
Союз строителей Воронежской области
Телефон: (473) 260-22-43,
бухгалтер - доб. 202,
председатель Союза - доб. 205.
© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.