СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Большие проблемы малого бизнеса

10 октября 2018 года

Не так давно мы сообщали о начале деятельности Ассоциации малого бизнеса в строительстве. Созданная с участием Союза Строителей Воронежской области, она взяла активный старт, и прошло достаточно много обсуждений проблем, с которыми сегодня сталкивается малый бизнес. Все больше малых предприятий уходят от участия в бюджетных контрактах (к примеру, на ремонтные работы в бюджетных учреждениях), и причин тому несколько. Добросовестным подрядчикам, располагающим основательной материально-технической базой, производственными площадями и укомплектованным штатом, все сложнее конкурировать с теми, кто пришел на рынок «налегке», с такой же легкостью демпингует цены в ходе торгов и без угрызений совести срывает впоследствии договорные обязательства.
К тому же сложилась достаточно серьезная проблема с ценообразованием в строительстве. По целому ряду моментов существуют неадекватные расценки, которые давно отстали от ситуации на рынке. Переход от трех индексов, существовавших раньше для пересчета СМР, оборудования и механизмов, к одному неизбежно ведет к снижению цены. Если в расценках кирпич стоит, условно говоря, три рубля и ровно во столько оценивается  его укладка, то понятно, что о рентабельности работ не может быть и речи.
–Вопросы ценообразования выпали из поля зрения государства уже давно, и сегодня решать эту проблему следует уже на всех уровнях, – говорит председатель Союза Строителей Воронежской области В.И. Астанин, которого мы попросили прокомментировать ситуацию в малом бизнесе на сегодняшний день. – Анализируя причины отказа малых предприятий от участия в торгах, мы обратили внимание на один из важных вопросов – условия муниципального контракта, – продолжает он. –  Оказывается, по целому ряду позиций контракты вступают в противоречие с действующим законодательством, и, кроме этого, существенно ущемляют права подрядчиков, признав абсолютным хозяином ситуации заказчика.
Понятно, о чем говорит Владимир Иванович. Причина сложившейся ситуации уходит корнями в то время, когда на рынок начали выходить недобросовестные структуры. Они получали авансовые платежи и исчезали с деньгами, не выполнив условия контракта, или делали обозначенный объем, но с крайне низким качеством.
– Стремясь пресечь подобную практику, органы, отвечающие за заключение контрактов, постарались себя обезопасить, – продолжает председатель Союза. – Они просто составили условия контракта так, чтобы бюджетные средства доставались исполнителю работ уже по их завершении. Не получая аванса, подрядчик делал обеспечительные платежи, чтобы заключить контракт, а затем за собственный счет осуществлял намеченные объемы.
Какое-то время схема работала, но сегодня экономическая ситуация в стране и на предприятиях изменилась. Подавляющее большинство компаний больше не располагают оборотными средствами, необходимыми для финансового обеспечения контракта. И чаще всего именно по этой причине они не идут теперь на торги. А освободившуюся нишу занимают случайные люди, ведомые исключительно желанием откусить хороший кусок от бюджетного пирога.
 Как рассказал нам В.И. Астанин, Ассоциацией малого бизнеса в строительстве был проведен анализ реального контракта (ремонт школы искусств), после чего подготовлен перечень замечаний и предложений по приведению его в соответствие с действующим законодательством. От имени Союза Строителей документ направили мэру города В.Ю. Кстенину.
– В письме мы попросили главу Воронежа провести под эгидой его первого заместителя С.А. Петрина (отвечает за городское хозяйство, ЖКХ и ремонтные работы (ред.) совещание с участием структур, имеющих отношение к реконструкции и ремонту городских объектов, – продолжил Владимир Иванович. – Важно было пригласить к диалогу городские управления: ЖКХ, муниципального заказа, строительной политики, административно-технического контроля, правовое управление, городскую дирекцию единого заказчика.
И пятого октября такое совещание в горадминистрации состоялось. Участие в нем приняли  председатель областного Союза Строителей, а также руководитель Ассоциации Д.Б. Хомяк. В ходе заинтересованного разговора оказалось, что городская администрация испытывает не меньшие проблемы по обозначенной теме – на многие работы сегодня уже трудно найти подрядчика.
И чем больше обсуждался этот вопрос, тем длиннее становился перечень слабых звеньев. Взять хотя бы проблему непрофессионального составления проектно-сметной документации. Зачастую из-за низкой квалификации людей, которые выполняют дефектовку зданий и определяют объем задач для подрядчика, ряд необходимых работ не учитывается, а в процессе исполнения контракта выявляется, что они необходимы, но сметой, естественно, не предусмотрены. И поскольку контракт уже не переделать, подрядчик-профессионал выполняет их за свой счет (а вернее – за счет сокращения прибыли, зарплаты сотрудников и «оптимизации» налогов). 
Чем же закончилась встреча в городской администрации?
– Поскольку легких решений этой проблемы нет, было принято решение продолжать обсуждение темы, – говорит В.И. Астанин, – а пока определены основные задачи. Во-первых, необходимо готовить материалы для законодательных инициатив (есть моменты, которые без внесения изменений в ФЗ №44 и ряд других законодательных актов изменить невозможно). Одной из главных проблем продолжает оставаться методика выбора подрядчика. Как сообщили в управлении муниципального заказа, все подряды на строительные и ремонтные работы будут по-прежнему разыгрываться на аукционах (с 1 января 2019 года – исключительно электронных), а не на конкурсах. И понятно, что главным критерием тут останется заявленная цена, а не опыт и способность качественно выполнять работы (как это могло бы определяться в ходе конкурсов).

Поэтому нужно готовить предложения по изменению в федеральное законодательство и направлять их в Москву. А поскольку никакая законодательная инициатива не появится без участия депутатского корпуса, то необходимо задействовать возможности наших депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации.
Кроме того, по словам председателя Союза Строителей, достигнута договоренность о продолжении  работы над изменениями в муниципальных контрактах. Причем это важно проводить как в части, не противоречащей федеральному законодательству, так и в комплексных предложениях.
- Также пора, наконец, решить, как законным путем отрезать путь к торгам для недобросовестных подрядчиков. Тем же, кто имеет серьезные рекомендации и за кого строительное сообщество готово поручиться, следует дать «зеленый свет» по всем направлениям и видам работ. Причем действовать нужно очень оперативно. Союз Строителей и Ассоциация малого бизнеса будут постоянно находить темы для продолжения начатого диалога, и я надеюсь, что предложения, которые мы будем выдвигать, дойдут до тех людей и структур, наделенных правом принятия необходимых решений, - сказал он.



Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.