СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Компфондам ищут новое применение?

27 октября 2018 года

В Союзе Строителей Воронежской области состоялось очередное заседание секции саморегулируемых организаций в строительстве.

Темой заседания стал законопроект, направленный в субъекты Федерации из Госдумы РФ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
Текст законопроекта Союзу Строителей был направлен правительством Воронежской области для рассмотрения и обсуждения с руководителями региональных саморегулируемых организаций в строительстве.

Последние изменения коснулись вопросов, связанных с компенсацией средств дольщикам в случае неисполнения застройщиками своих обязательств.
Автор проекта депутат Государственной Думы, член фракции КПРФ Ю.Афонин решил, что средства для возмещения можно черпать из компенсационных фондов СРО.
Руководители воронежских СРО, собравшиеся на заседание секции, обсудили предложенный законопроект и пришли к заключению, что новоявленный документ нарушает конституционные права застройщиков и Градостроительный кодекс РФ. Он содержит ряд статей, противоречащих сложившейся ситуации.


Мнение руководителей СРО было единодушным – предложенный законопроект нужно отклонить.
По результатам заседания секции руководством Союза Строителей запрашиваемый отзыв подготовлен и передан в правительство Воронежской области. Он войдет в пакет материалов, которые будут направлены в Государственную Думу. Для полноты понимания сути проведенного анализа приводим текст документа.

Отзыв на законопроект №513907-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»

1. Вносимые в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» изменения не отвечают целям, предмету и специфике саморегулирования, а также градостроительному законодательству РФ.
Согласно части 1 статьи 55.1 ГСК РФ основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
3)  обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
При этом согласно части 2 указанной статьи содержанием деятельности саморегулируемой организации в строительной отрасли является, по сути, установление неких правил и стандартов, а также контроль за их исполнением, обеспеченный имущественной ответственностью членов СРО.
Таким образом, предлагаемые изменения вступают в противоречие со статьей 55.1 ГСК РФ.
Правовая природа компенсационного фонда – возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ (это «деликатная» ответственность, а не договорная).
    2. Федеральный закон от 29.07.2017 г. №218-ФЗ и федеральный закон от 30.12.2004 г. №214-ФЗ ведут речь об ответственности особых субъектов правоотношений при долевом строительстве – застройщиках. В главе 6.1. ГСК РФ речь идет об организациях-членах СРО, являющихся генеральными подрядчиками или техническими заказчиками. Не все застройщики являются членами саморегулируемых организаций.
Так что, если мы говорим о расходовании средств фондов на возмещение вреда дольщикам, необходимо, чтобы участники строительства состояли в СРО и платили взносы.
    3. Законопроектом предлагается введение ответственности СРО за нарушение обязательств их членами в период времени до вступления в силу ФЗ от 29.07.2017 г. №218-ФЗ, т.е. придается обратная сила нормам, устанавливающим ответственность субъектов гражданских правоотношений, что недопустимо (статья 5.4 Конституции РФ). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Придание обратной силы ответственности за действия, ранее не подконтрольные СРО, является противоречащим принципам справедливости, соразмерности, ответственности.
Вывод: предлагаемые поправки не соответствуют духу Конституции РФ и вступают в прямое противоречие с Градостроительным кодексом РФ.



Подготовила Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.